г.Казань, ул.Мусина д.29 Б, корп.2, офис № 302

+7 (843) 203-95-69

 многоканальный

грузоперевозки автомобильным
транспортом

Доставим Ваш груз в Срок и без Хлопот

Главная \ Новости \ Весенний «Платон»: перевозчики предсказывают рост цен на продукты и банкротства

Весенний «Платон»: перевозчики предсказывают рост цен на продукты и банкротства

« Назад

20.02.2017 08:19

О том, что действующий тариф системы взимания платы с большегрузов массой более 12 тонн в размере 1,53 рубля за км — явление временное, было известно еще на старте проекта: никто не скрывал, что льготный тариф вводится для того, чтобы рынок и его участники «привыкли» к новому неналоговому платежу. Но только полный тариф даст власти возможность реализовать все намеченные проекты в области дорожного строительства и оптимизировать цепочку передвижения грузов по территории необъятной России.
Ждали, сколько могли?
Против повышения тарифа активно возражал первый заместитель председателя комитета Госдумы по транспорту и строительству Виталий Ефимов — парламентарий уверен, что необходимо подождать, пока экономика начнет показывать рост, а транспортники выйдут на прежние объемы прибыли. «В связи с обесцениванием рубля им и так приходится работать на износ, а новый тариф вообще может стать непосильной нагрузкой, особенно для малых компаний. В транспорте таких около 400 тысяч, и из-за этого повышения часть из них может покинуть рынок», — говорил Ефимов.
С 15 ноября 2015 года, напомним, понижающий коэффициент 0,41 применяется к базовому тарифу 3,73 рубля за км. Минтранс РФ считал, что лавочку пора закрывать и довести коэффициент до 0,7 с февраля текущего года, а с 1 июня 2017-го применять к базовому тарифу коэффициент 0,82. По расчетам Минтранса и Минфина РФ, при сохранении действующего коэффициента 0,41 доходы федерального бюджета в 2017 году составят 19,7 млрд рублей. Повышение же тарифа до 3,06 рубля за км гарантирует поступление в федеральную казну 33 млрд рублей.
«Где деньги, Зин?»
Вклад «Платона» в доходную часть российского бюджета в 2016 году таков — 23 млрд рублей. На сайте Федерального дорожного агентства сообщается, что эти деньги позволили привести в нормативное состояние региональные и межмуниципальные дороги (эта категория дорог считается наиболее проблемной) общей протяженностью более 1000 км в 40 регионах страны. На это было направлено порядка 11 млрд собранных благодаря «Платону» рублей.
Еще 12 млрд были распределены между 19 регионами (Татарстан, к слову, в их число не входит) на строительство, реконструкцию и ремонт дорожных сооружений. В перечне – 31 мост и один путепровод общей протяженностью три км.
На платежи, собранные уже в этом году, Росавтодор планирует отремонтировать аварийные мосты и путепроводы в Удмуртии, Бурятии, Чечне, Чувашии, Краснодарском крае, а также в Брянской, Самарской, Воронежской, Орловской, Пензенской и Тамбовской областях.
Наконец, собранные в ближайшие два года в рамках системы «Платон» средства агентство планирует направить на развитие государственно-частного партнерства в сфере дорожного строительства и построить в рамках схемы ГЧП 42 км новых дорог.
Участники же рынка перевозок оперируют несколько иными цифрами. Так, директор транспортной компании «Реверс», являющийся к тому же председателем комитета по логистике и грузовым автомобильным перевозкам Торгово-промышленной палаты РТ Сергей Сотников отмечает, что из 20 млрд рублей, собранных в рамках действия «Платона», порядка 11 млрд рублей получил непосредственно концессионер — компания «РТ–Инвест Транспортные Системы», являющаяся оператором «Платона». И и только 9 млрд поступило непосредственно в бюджет Росавтодора — эти цифры Сотников привел на прошедшем вчера в ТПП РТ круглом столе «Влияние неналоговых сборов и административных ограничений на себестоимость продукции предприятий Татарстана».
Размывает бюджет системы и освобождение перевозчиков, добросовестно вносящих плату за пользование федеральными трассами, от уплаты транспортного налога.
Сайт Росавтодора сообщает, что по итогам прошлого года общая сумма налогового вычета составила порядка 9 млрд рублей, и коснулась она 214 отечественных грузоперевозчиков.
— Да, сами перевозчики освобождаются от уплаты транспортного налога. Но транспортный налог — это региональный платеж. Значит, эти деньги недополучили бюджеты регионов, которые могли бы направить эти средства на ремонт региональных и муниципальных трасс, — поясняет Сотников.
Больше, чем инфляция
По информации Росавтодора, повышения цен на товары и услуги для конечного потребителя, которое предрекали перевозчики, не произошло — по данным Минфина РФ, вклад нового сбора в темпы прироста потребительских цен на продовольственные товары не превысил 0,1% в течение всего года — доля транспортной составляющей в конечной цене не превышает одной десятой. «Это несколько копеек в цене пакета молока или килограмма овощей», — уточняет Росавтодор.
>В Национальном союзе производителей молока
Еще один участник круглого стола, представитель ООО «Хави Логистик Елабуга», обслуживающего сеть ресторанов «Макдоналдс», Булат Сахабутдинов, уверен, что влияние новых тарифов в рамках «Платона» будет все-таки больше, чем символическим:
— Если прогнозируемый официально уровень потребительской инфляции на 2017 год составляет, можно к этой цифре смело добавлять 2—3%, — считает он.
Дефицит усилится
Расчет социально-экономических эффектов, проведенный в свое время инициаторами проекта, показал, что снижение чистой прибыли автотранспортного предприятия составит всего 0,5%. Такое же снижение ожидается в рентабельности данной отрасли. Учитывая, что сегодня она не превышает 5%, падение прибыли для перевозчиков будет весьма заметным.
По мнению отцов-разработчиков «Платона», это сущий пустяк в сравнении с бонусами, которые получит в средне- и долгосрочной перспективе российская экономика: ожидаемый к 2025 году прирост ВВП составит не менее 27 млрд рублей, а экономический эффект от снижения количества ДТП вследствие улучшения качества дорожного полотна к 2031 году оценивается в 10 млрд рублей.
Участники рынка уверены, что повышение тарифа усложнит и без того непростое положение отрасли автомобильных грузоперевозок.
— Автомобильная отрасль кормит сама себя — здесь нет программ государственной поддержки. Чтобы пополнить или обновить автопарк, перевозчик берет кредиты на общих основаниях — мне за 25 лет в отрасли никто не дал ни рубля по льготной ставке, при этом если до кризиса грузовик стоил в среднем 2,5 млн рублей, то сегодня его цена — не менее 5 миллионов, — говорил в ходе круглого стола председатель правления Ассоциации международных автомобильных перевозок АСМАП Леонид Штейнберг. — Один автомобиль помимо водителя кормит как минимум еще пять человек, занятых в его обслуживании, не говоря уже об их женах и детях.
Штейбнерг прогнозирует продолжение сокращения количества грузоперевозчиков: сегодня его Ассоциация насчитывает 400 членов против 600 несколькими годами ранее.
«Массовый исход» в свою очередь повлечет за собой усиление дефицита на этом рынке, который по мнению Сотникова, сегодня составляет не менее 30%. В «Союзмолоке» предвидят дальнейшее сокращение еще на 20% в среднем по стране, а в самом густонаселенном и экономически активном Центральном федеральном округе — на все 30%.
На этом фоне статистика Росстата выглядит парадоксальной: за январь — октябрь прошлого года на автомобильные перевозки пришлось почти 70% грузооборота в стране, при этом прирост объемов перевозки грузов автотранспорта достиг 191,8 млрд тонно-километров.
Заплатят все!
В Федеральном дорожном агентстве считают, что рост объемов целиком и полностью заслуга «Платона», после запуска которого рынок грузоперевозок начал «обеляться». «Цифры статистики опровергают миф о снижении активности на этом рынке, к которому неоднократно обращались противники системы «Платон». За год с момента запуска количество зарегистрированных в ней грузовиков практически удвоилось — до 775 тысяч. Охват «целевой аудитории» проекта уже на сегодняшний день может превышать 80%. Этот результат следует признать успешным», — приводят слова пресс-службы Росавтодора открытые источники. И тут опять неувязочка: если верить Штейнбергу, мимо «Платона» сегодня проезжают порядка 70% автомобилей.
Впрочем, к каким бы методам не прибегали перевозчики в стремлении пойти против системы, скоро эта лавочка закроется — руководитель обособленного подразделения «РТ-Инвест Транспортные Системы» в Казани Дамир Хусаинов сообщил участникам круглого стола, что в дополнение к ста автомобилям, оборудованным мобильными системами контроля, по всей стране на федеральных трассах уже установлены и работают 492 так называемые рамки, встроенные в систему стационарного контроля над полотном федеральной автомобильной дороги — при проезде большегруза через рамку устройство определяет, оплачен маршрут автомобиля или нет.
Татьяна Колчина