Один на миллион: как сложилась судьба юбилейного камаза
Водитель миллионного по счёту грузовика из Набережных Челнов рассказал о своей работе на юбилейной машине.
В советские времена на Камском автозаводе существовала традиция широко отмечать выпуск юбилейных грузовиков и выдавать их не простым водителям, а настоящим мастерам своего дела. Для выявления таких мастеров были организован всесоюзный конкурс «Большой приз КамАЗа». Претенденты соревновались в трёх дисциплинах: теоретическая часть, проведение ремонтных работ и «фигурное катание».
К выпуску миллионного грузовика камазовцы готовились особенно тщательно. За несколько дней до торжественной даты на заводе начали проходить различные мероприятия – конкурсы, концерты, выставка и даже легкоатлетический пробег. 18 октября 1988 года в одном из цехов состоялся торжественный митинг, в ходе которого символический ключ от миллионной по счёту машины получил водитель АТП-6 города Барнаула, 28-летний Юрий Панин. Именно он стал победителем шестого всесоюзного конкурса «Большой приз КамАЗа».
Трёхосный грузовик, на капоте которого красовалась цифра «1 000 000», отправился в Барнаул. Руководство АТП решило использовать машину для междугородних перевозок, но Юрию Панину дальние рейсы не понравилась: он привык к работе на самосвале. Спустя пару месяцев водитель обратился к инструктору автобазы и попросил вернуть его обратно, за баранку самосвала.
Просьба победителя «Большого приза» была удовлетворена, и грузовик передали другому водителю, Владимиру Дмитриевичу Погибелеву. Владимир Дмитриевич проработал на этой машине 14 лет, с 1989 по 2003 год. Недавно его внук прислал в редакцию «Вестей Камаза» фотографии этой машины и рассказ дальнобойщика, поделившегося воспоминаниями о трудовых буднях за рулём юбилейной машины.
Владимир Погибелев сел за руль грузовика в феврале 1989 года. Первый же рейс оказался дальним: Барнаул – Ленинакан (Армения), 6000 километров в один конец. Вторая поездка также была в Ленинакан, а первомай водитель встретил в Саратове.
Затем были рейсы по всему Союзу: водителя отправляли в Набережные Челны за запчастями и кабинами для других грузовиков, в Беларусь он возил шины для Минского автомобильного завода, а из Ленинграда привозил в Барнаул торговые киоски в разобранном виде. Во Львов Владимир Погибелев ездил за линолеумом, в Ярославль – за красками, в Алма-Ату – за рисом, в Пермь – за кабелем, в Красноярск – за запчастями для прицепов, а в Воронеж – за деталями для экскаваторов.
Как-то раз водитель, отправляясь в рейс в Набережные Челны за грузом запчастей, взял с собой маленького сына. На погрузку посторонних не пускали, и ребёнка пришлось прятать в спальнике.
К удивлению водителя, работники завода не обратили особого внимания на «миллионный» камаз: видимо, к юбилейным грузовикам здесь привыкли.
— Очень часто были рейсы в города Сибири: Омск, Кемерово, Новосибирск, Томск, Новокузнецк и так далее, в основном за стройматериалами. Также часто возил на «миллионнике» лес с Горного Алтая, – вспоминает дальнобойщик.
С первой поломкой водитель столкнулся в 1991 году. По дороге в Минск сломался шариковый подшипник в делителе коробки передач. Починить его было не на что, и потому добираться до Минска, а оттуда ехать обратно в Барнаул пришлось на пониженной передаче.
Двигатель грузовика потребовал ремонта спустя 400 000 километров пробега, а редукторы – спустя 800 000 километров. В 2001 году водитель заменил крылья кабины – их съела ржавчина, а в 2003 поменял прогнившие насквозь борта.
— Во время эксплуатации мной миллионного КАМАЗа автомобиль ни разу не пострадал в ДТП и всегда был в отличном работоспособном состоянии, как внешне, так и внутренне. Таким я его и сдал в 2003 году, – рассказывает Владимир Погибелев.
О машине у водителя по сей день остаются только хорошие воспоминания.