Грузовики пробили дно. Как пандемия вызвала кризис в отрасли и что с этим делают в разных странах
Масштабы кризиса, вызванного пандемией нынешнего года, остаются огромными и пока все еще непонятными. Ясно лишь, что пертурбаций подобных масштабов мировая экономика не испытывала еще никогда. А бизнес коммерческого транспорта испытывает их «на острие атаки», в полном размере.
Мероприятия по уменьшению течения пандемии волной прокатились по миру, затронув практически все локальные экономики. Не стали исключением и производители грузовиков, ведь главнейшим экономическим объектом по-прежнему остаются люди. Наиболее дисциплинированными оказались, естественно, европейские марки — один за другим объявили о закрытии своих производств Scania и Volvo, Daimler и MAN, Iveco и DAF. Впрочем, аналогично поступили и американские PACCAR, Navistar и прочие, а равно японские компании. Почти так же поступили и отечественные автогиганты: на некоторое время приостановили работу КАМАЗ и ГАЗ.
Собственно, помимо заботы о работниках, вынужденные остановки производств для крупных производителей были неизбежны: все они работают на современных принципах just in time, а производственные цепочки по всей планете нарушились и практически остановились.
Остановившись, мировые производители сосредоточились на анализе и оценке перспектив. Практически все они отмечают резкое падение продаж в связи с кризисом.
По данным АСЕА, в Европе за I квартал года было продано на 60 % меньше автомобилей. Только в марте рынок коммерческих автомобилей упал почти вдвое из-за пандемии.
Так, всего было зарегистрировано 105 196 автомобилей, что на 47,3 % меньше, чем в том же месяце прошлого года.
Падение наиболее выражено в странах, сильно пострадавших от COVID-19: в Италии (-66,1 %), Испании (-64,4 %) и Франции (-63,1 %). Снижение же затронуло все сегменты коммерческого транспорта. Производители отмечают значительное снижение на всех 27 рынках ЕС, говорится в отчете.
По данным концерна Volvo, остановки производства и снижение спроса в результате кризиса негативно повлияли на продажи и прибыль. Выручка в Швеции снизилась в первые три месяца года почти на 15 %, до 8,3 миллиарда евро. Итоговая прибыль в 4,8 миллиарда крон вдвое ниже прибыли, чем за аналогичный период прошлого года.
Полностью почувствовала последствия кризиса и Traton, дочерняя структура VW по производству грузовых автомобилей и автобусов. По предварительным оценкам, оборот группы компаний составил около 5,7 миллиарда евро, что примерно на 11 % ниже, чем за аналогичный период прошлого года. Операционная прибыль составила 160 миллионов евро, что примерно на две трети ниже, чем годом ранее. Продолжающаяся пандемия COVID 19 оказывает существенное влияние на бизнес. Последствия — обширные остановки производства в Traton. Руководство структуры по-прежнему не может сделать прогноз на текущий год из-за «текущих быстро меняющихся изменений». Аналогичные заявления звучат и от прочих производителей.
Падение продаж и производства неизбежно из-за остановки практически всех отраслей по миру, в том числе транспорта и логистики, кроме стратегических. Так или иначе, в мире затронуты все отрасли промышленности, за исключением обработки электронной коммерции и фармацевтики.
Так,
в среднем по Европе снижение автотранспортных услуг составляет более 60 %. В некоторых странах, например Италии, пиковые значения доходят до 90 %.
«С закрытием строительных площадок и производственных предприятий деятельность компаний в области грузовых перевозок также резко сократилась, а потери продаж, оцененные до 30 % две недели назад, еще почти удвоились в течение 14 дней», заявляют в итальянской ассоциации строителей Cerved. Каждый второй грузовик Франции сейчас тоже простаивает, потому что, за исключением сетей супермаркетов, почти все крупные клиенты временно прекратили работу. В результате 55 % компаний, предоставляющих услуги автоперевозок частично и 25 % полностью закрыты.
На этом фоне правительства стран рассматривают экстренные меры помощи различным отраслям, пока мало, впрочем, помогающие. Так, во Франции объявили о более быстром возмещении акциза на топливо и смещению уплаты транспортного налога на более поздний срок.
Немецкое правительство тоже рассматривает различные пакеты финансовой помощи, а пока — неслыханное дело — временно приостановило наказания водителей за нарушение режима труда и отдыха.
У нас тоже ведется работа правительства по сглаживанию негативных явлений в коммерческом сегменте. Еще 16 марта Правительство РФ отменило на этот год весенние ограничения по нагрузкам на ось не только на федеральных трассах, но и на второстепенных дорогах. А с 25 марта по 25 апреля «Ространснадзор» приостановил проведение весового контроля транспортных средств, перевозящих продовольственные и непродовольственные товары первой необходимости (продукты питания, детские товары, лекарственные средства). Впоследствии «Ространснадзор» продлил еще на месяц временную отмену осуществления контроля веса транспорта, перевозящего товары первой необходимости.
В этих условиях производители коммерческого транспорта, наряду с прочими, просто вынуждены возвращаться к производству, иначе последствия достигнут уровня, угрожающего безопасности стран в целом.
Daimler объявил о старте работы подразделений с 17 апреля. Он коснулся большей части производства легковых автомобилей, микроавтобусов и коммерческих транспортных средств, а также отдельных административных отделов. При этом работать будут только подразделения, тесно связанные с оперативной работой. Работы над важными будущими проектами исключены.
Бренды Traton Group тоже постепенно возвращаются к производству, которое простаивало с середины марта. В Швеции и Нидерландах Scania сначала проверила стабильность цепочки поставок и процессов на производственной линии в условиях охраны здоровья на пониженной скорости в течение двух рабочих дней. Затем начнется наращивание производственных мощностей Scania во Франции и Бразилии. MAN Truck & Bus постепенно возобновляет производство автобусов и грузовиков с 27 апреля. Тогда же заработает и завод коммерческих автомобилей и автобусов Volkswagen в Резенде, Бразилия. На 4 мая был запланирован старт на мексиканском заводе VW в Керетаро.
Таким же образом производства стартовали и в России. Одним из первых об этом объявил «КАМАЗ», где 6 апреля заработал конвейер, при соблюдении всех санитарных мер. Неделей позже, 13 апреля, возобновило работу СП «ДАЙМЛЕР КАМАЗ РУС», а также все предприятия «Группы ГАЗ» — производство самого ГАЗа, а также ЛиАЗ, ПАЗ, КАВЗ и ярославские ЯМЗ и ЯЗДА. УАЗ возобновил работу 13 апреля, производство грузовиков Isuzu по соседству решили начать еще неделей позже. 15 апреля заработали заводы УАЗ, Isuzu, MAN и Scania под Санкт-Петербургом, а также Volvo в Калуге.
Однако заработать в полную силу производителям вряд ли удастся. Так, по заявлению шведского Volvo, концерн столкнулся со значительным снижением спроса. С конца марта количество отказов превышает новые заказы, сообщает компания. Что касается первого квартала в целом, то заказов было на 16 % меньше, чем годом ранее. Компания также вынуждена отложить производство новых типов FH, FH16, FM и FMX до начала 2021 года.
Примечательно на этом фоне выглядит обращение президента Группы ГАЗ Вадима Сорокина. Он заявил, что ГАЗ оказался в ситуации более тяжелой, чем дефолт 1998‑го или кризис 2008—2009 годов. Дело в том, что основные покупатели их продукции — это малый и средний бизнес. Соответственно, учитывая его нынешнее положение, ожидать закупки новых машин в этом году не приходится.
Этот вывод, безусловно, относится к производителям коммерческого транспорта по всему миру. Основные падения продаж придутся, очевидно, на сегмент малого бизнеса — то есть, на малотоннажники. Но и тяжелые модели, безусловно, ожидает падение продаж. Но вот кто и насколько пострадает, не сегодняшний день даже примерно оценить невозможно, ведь общемировой пик пандемии вируса еще не пройден, а значит, и ситуация остается неопределенной.
Антон Михайлов